Разделы

Мемориал памяти пациентов и персонала Могилевской Республиканской психиатрической больницы, убитых немецкими оккупантами газом и пулями в стенах больницы в 1941-1942 годах

Яндекс.Метрика

Республиканские акции

31 мая 2020 год - Всемирный день без табака.

31 мая 2020 год - Всемирный день без табака.


Тема Всемирного дня без табака 2020 года - защита подрастающих

поколений с особым акцентом на «защиту молодых граждан от манипуляций

со стороны табачной индустрии и профилактику употребления ими табака и

никотина».

Во всем мире табак курят 17% молодых людей в возрасте от 15 до 24

лет. В Европейском регионе табак употребляют 11,5% девочек и 13,8%

мальчиков в возрасте от 13 до 15 лет. Несмотря на то, что на протяжении

последних лет данный показатель снижается благодаря чрезвычайным

стараниям активистов и организаций, ведущих борьбу против табака,

необходимо и дальше прикладывать максимум усилий для того, чтобы

защитить эти уязвимые возрастные группы.

По данным республиканского социологического исследования,

проведенного ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси», в настоящее

время в Республике Беларусь курит 30% населения в возрасте от 16 лет и

старше, из них: постоянно курит 20,8%, от случая к случаю - 9,2%. Доля

респондентов, бросивших курить, составила 14,6%.

В отношении табакокурения за исследовательский период с 2001 года

наблюдается тенденция снижения и стабилизации показателя

распространенности курения среди населения. Так, с 2001 по 2006 годы

наблюдалось снижение показателя распространенности курения с 41,6% до

32,3%, а с 2006 - его стабилизация на уровне 30% (+-3%)

Согласно данным областного социологического исследования,

проведенного специалистами УЗ «МОЦГЭиОЗ», в Могилевской области

курит 29,2% взрослого населения: 41,1% мужчин и 17,8% женщин.

Наибольшее число курильщиков, согласно данным исследования,

сосредоточено в возрастной группе 41-50 лет (33,9%). Реже остальных

курит молодежь в возрасте 20 - 30 лет (25,8%) и пожилые люди старше 70 лет

(24,9%).

От курения чаще отказываются люди в возрасте до 30 лет. В тройку

лидеров аргументов отказа от курения входят «знание и понимание того, что

курение опасно для здоровья», «желание сэкономить деньги» и

«недовольство близких».

Согласно полученным данным, значительная часть населения

подвержена пассивному курению (более 90%). Наиболее часто людям

приходится сталкиваться с пассивным курением в компании друзей и

знакомых (89,7%), а также на остановках общественного транспорта (88,6%).

Более половины населения имеет курящих родственников, каждому пятому

постоянно приходится быть пассивным курильщиком у себя дома.

Одним из основных руководящих принципов деятельности по

профилактике табакокурения является формирование в обществе

нетерпимого отношения к курению. Анализ полученных данных позволяет


сделать вывод о том, что наблюдается тенденция осознания необходимости

принятия различных мер, направленных на сокращение курения в обществе.

Многие респонденты воспринимают курение как социально

нежелательное явление. Отношение большинства опрошенных к курению

окружающих можно определить как неодобрительное.

Каждый второй участник опроса выступает за ужесточение

законодательных мер в борьбе с курением. Наиболее действенными в борьбе

с курением респонденты считают меры нормативно-правового

регулирования: запрещение курения в общественных местах (32,7%),

запрещение рекламы табачных изделий (27,7%), увеличение цен на них

(26,7%), ограничение времени и мест продаж (23,8%), полный запрет

табакокурения на законодательном уровне (21,3%) и др.

Уже много десятилетий табачные компании применяют изощренные

методы вовлечения молодежи в употребление табачной и никотиновой

продукции и тратят на это значительные ресурсы: от дизайна продукции до

маркетинговых кампаний, призванных обеспечить приток новых, молодых

потребителей на смену миллионам людей, ежегодно умирающих от

связанных с табаком болезней.

Как производители табачных и никотиновых изделий манипулируют


молодежью?


- использование в составе табачных и никотиновых изделий

привлекательных для молодежи ароматических добавок, например, с

запахом вишни, жевательной резинки и сахарной ваты, отвлекающих

внимание от рисков для здоровья и служащих поводом попробовать такие

изделия;

- стильный дизайн и привлекательная форма изделий, которые легко носить

с собой и можно принять за что-то другое (например, если изделие имеет

форму флеш-карты или конфеты);

- продвижение якобы «менее вредных» или «более чистых» альтернатив

традиционным сигаретам при отсутствии объективных научных данных в

обоснование таких утверждений;

- стимулирование сбыта табачных и никотиновых изделий в рамках

соглашений со знаменитостями/лидерами мнений (например, в

Инстаграме) и конкурсов, спонсируемых брендами;

- маркетинг в часто посещаемых детьми магазинах розничной торговли, в

том числе путем размещения продукции вблизи кондитерских изделий,

снеков или прохладительных напитков для обеспечения их заметности в

зонах, где часто находятся молодые люди (сюда также относится

предоставление магазинам рекламных материалов и торговых витрин);

- поштучная продажа сигарет и других табачных и никотиновых изделий

вблизи школ, удешевляющая и упрощающая доступ учащихся к табачной

и никотиновой продукции;

- скрытая реклама табачной продукции в кинофильмах, телепередачах и

онлайновых потоковых трансляциях;


- размещение в местах, часто посещаемых молодыми людьми, автоматов по

продаже сигарет с ярким рекламным оформлением и демонстрацией пачек

и создание мотивов для нарушения правил в отношении сбыта такой

продукции несовершеннолетним и др.

Во Всемирный день без табака мы призываем всех активных

сторонников борьбы против табака принять меры для защиты этих

возрастных групп, организовав проведение кампаний и мероприятий,

направленных на все сферы общественной жизни, чтобы сформировать у

следующего поколения молодых людей способность устоять перед соблазном

попробовать табак и уверенно двигаться в устойчивое будущее без табака.

Отдел общественного здоровья

УЗ «МОЦГЭиОЗ»

В подготовке информации использованы материалы Европейского

регионального бюро Всемирной организации здравоохранения.