Разделы

Мемориал памяти пациентов и персонала Могилевской Республиканской психиатрической больницы, убитых немецкими оккупантами газом и пулями в стенах больницы в 1941-1942 годах

Яндекс.Метрика

Республиканские акции

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

  Всемирныйдень распространения информации о проблеме аутизма был учрежден резолюциейГенеральной ассамблеи  ООН  21 января 2008 года. В это день  по всему миру зажигаются синие огни.
          Цельюэтой даты  является привлечь внимание к проблемам детей страдающихаутизмом и  подчеркнуть необходимость помогать таким людям. 

Современному обществу все чаще и чаще,приходится сталкиваться с проблемой детского аутизма…  Ученые всегомира бьют тревогу. Еще 30 лет назад выявлялось 1-2 случая аутизма  на 10 000 человек, сейчас детей с аутизмомрождается 1 на 90-100 человек, это больше, чем детей с диабетом,онкологией и синдромом Дауна вместе взятых.

 

Аутизм– тяжелый недуг, в виде крайней формы нарушения контактов, уход от реальности вмир собственных переживаний.

  Дети, страдающие аутизмом,  находятся сами в себе, они отгороженыот окружающего мира «глухой стеной», «оторваны» от реальности и не могут адекватно на нее реагировать.  

  В Могилеве и Могилевской области состоит на диспансерном учете 155 детейстрадающих аутизмом.  За прошедший 2019год, было впервые выявлено 16 случай детей с аутизмом, из них 7 девочек и  9 мальчиков. Из этих 155 - девочек - 41,мальчиков- 114. 

   В повседневной практике, мы, как  правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные  аутистические признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем удевочек. Причем, симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизниребенка, которые  у аутичных  детей проявляются в виде нарушения  «комплекса оживления». Такой ребенок слабореагирует на свет и на звук. Гораздо позднее своих сверстников он начинаетузнавать свою мать. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд«мимо», «сквозь» человека, он не откликается на свое имя. Вниманиеаутичного   ребенка  может неожиданно и надолго привлечь,   какой – либо яркий предмет, громкий звук,однако также неожиданно он может панически испугаться любого предмета или звука. У такого малыша частонаблюдаются  двигательные стереотипы, онможет часами раскачиваться в коляске или кроватке, однообразно размахиватьруками, длительное время издавать одни и те же звуки. И в, более старшем  возрасте аутичные дети кажутся отрешенными,безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого, глаза в глазавзгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядываютотдельные части его лица или детали одежды. От коллективной игры аутичные дети отказываются, предпочитая индивидуальную игру или уединение. Причем онимогу одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки.А у некоторых детей игра отсутствует вовсе, и развитие задерживается на стадииэлементарного манипулирования каким – либо предметом. Они любят придерживатьсяопределенных ритуалов, и малейшее изменение в их жизни или в режиме могут статьдля них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает «уход всебя», либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими,  сверстниками, животными, в стремлении крушитьи ломать все кругом. Довольно часто наблюдаются вспышки  аутоагрессии, возникающей при  малейшей неудачи.

           Несмотря на общность нарушений в психическойсфере, аутизм проявляется в различных формах. К этим формам относится:

1.Полная отрешенность от происходящего.Дети с этой формой аутизма демонстрируют в раннем возрасте наибольший  дискомфорт и нарушение активности, которыезатем преодолевают, выстроив радикальную компенсаторную защиту.

2. Активное отвержение. Дети этой группыболее активны и менее ранимы в контактах со средой, однако для них характернонеприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдениесложившегося жесткого жизненного стереотипа, определенных ритуалов.

3. Захваченность артистическими интересами.Дети этой группы отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы  других, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Это очень«речевые» дети, они обладают большим словарным запасом, однако они говорятсложными, «книжными» фразами, их речь производит неестественно взрослоевпечатление. Они не чувствуют подтекста ситуации.

4. Чрезвычайная трудность организацииобщения и взаимодействия. Центральная проблема  детей этой группы – недостаточностьвозможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Для этих детейхарактерны трудности в усвоении двигательных навыков, их речь бедна играмматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболеелегкий вариант аутизма. Глубокий вариант аутизма встречается только у одногоребенка из тысячи.

   Причины возникновения аутизма в настоящеевремя до конца не исследованы. Предположительно ими могут быть следствием нарушения внутриутробного развития иистощающие болезни раннего детства. У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляютсянарушения биохимического обмена. Аутизм нередко сочетается с другимипсихическими расстройствами.

   Аутизм – это медицинский диагноз,  и конечно же, ставить его имеет право только специалист. Долгое время эта  болезнь считалась неизлечимой. Однакоуже сейчас в мире есть немало примеров успешного преодоления диагноза. Вбольшинстве случаев это заслуга ранней диагностики, биомедицинского лечения иупорных занятий с ребенком по системе психолого-педагогической коррекции. Однакодиагностика нарушений часто вызывает затруднение даже у специалистов, этосвязанно с очень широким спектром проявлений аутизма, и с недостаточнойизученностью причин этого расстройства. Но без своевременной диагностики имедико – психологической и психиатрической помощи значительная часть детей страдающих аутизмом становятся неприспособленными к жизни вообще. И наоборот, при раннем выявлении нарушения исвоевременно проведенной коррекционной работы большинство аутичных  детей можно подготовить к обучению, а нередкои развить их потенциальные способности. Самые значительные успехи наблюдаются при раннем (до3-х лет) установлении диагноза и начале реабилитации ребёнка. Чемдольше дети с аутизмом остаются без помощи, тем сложнее до них достучаться,чем раньше начать обучение – тем ребенок будет успешнее в жизни. Аутисты –талантливые и одаренные люди, среди них много потенциальных гениев, нореализованных, к сожалению - единицы.
   Детей с аутизмом не нужно жалеть, имнужно помочь научиться жить в обществе и быть полезным ему. Они просто другие,но им тоже необходимо  дать шанс жить,любить, мыслить, учиться, радоваться и мечтать.

Недоброжелательность и  отторжение окружающими увеличивают страхребёнка и его родителей перед появлением в общественных местах, усложняя и безтого тяжёлое душевное состояние ребенка и его семьи. Им всего лишь нужна наша помощь, понимание итерпимость. 

  Мировая практика показывает, что только государственная система помощипозволяет значительно снизить в дальнейшем инвалидизацию людей с аутизмом. Идаже получить экономическую выгоду. Ведь в нашей стране таких детей не меньше чем в других странах мира.

Задача нашего общества – протянуть руку помощи особым детям

и помочь им адаптироваться в нашем мире!

 

 

Главный врач УЗ«Могилевская областная психиатрическая больница», главныйвнештатный психиатр управления здравоохранения Могилевского  облисполкома   Нестер Леонид Николаевич